Рейтинг@Mail.ru

Контактная информация:
кафедра германо-романской филологии,
учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова»,
улица Космонавтов 1, к. 420, г. Могилев, Республика Беларусь, 212022.
Тел. сл.: (+375 222 или 8 0222) 28-35-05

Биографические сведения:
Филимонова Ирина Юрьевна родилась в г. Могилеве. В 1986 г. окончила факультет иностранных языков Коломенского ГПИ по специальности «Французский язык». С 1996 г. работала на кафедре иностранных языков МГПИ (с 1997 г. — МГУ) имени А. А. Кулешова — преподавателем (1996–1999), на кафедре немецкой филологии — старшим преподавателем (1999–2002), на кафедре германо-романской филологии (с 2002 г.). С февраля 2009 г. — руководитель Центра информационных ресурсов французского языка и культуры. С сентября 2011 г. — заместитель декана по учебной работе факультета иностранных языков.
В 2006 г. поступила и в 2009 г. окончила аспирантуру МГУ имени А. А. Кулешова по специальности «Общая педагогика».

Основные преподаваемые дисциплины: «Практика устной и письменной речи французского языка», «Лексикология французского языка», «История Франции», «Страноведение», «Теория и практика перевода».

Преподавание языка ведется с четкой ориентацией на профессиональные цели обучения филологов, которые должны уметь:

  • пользоваться французским языком как средством межкультурной коммуникации;
  • применять теоретические лингвистические знания, практические навыки и умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении и письме) в процессе обучения немецкому языку;
  • осуществлять основные функции преподавателя иностранного языка (коммуникативно-обучающую, развивающую, воспитательную, конструктивно-планирующую, организаторскую и гностическую) на основе интеграции знаний и профессионально значимых навыков и умений;
  • организовывать профессиональную деятельность на основе выбора оптимальных методов, технологий, приемов, форм и средств.

Основная цель программы состоит в овладении студентами сведений по истории, физическому, экономическому, географическому, государственному и общественно-политическому устройству и культуре современной Франции, ее регионов и франкоязычных стран, места Франции и франкоязычных стран в современном мире.

Основной целью при обучении основам перевода является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков и умений в области письменного перевода для того, чтобы:

  • овладеть основами теоретических знаний по теории перевода (сущность перевода, основные понятия, способы достижения адекватности, особенности научно-технической литературы, типичные переводческие ошибки);
  • переводить письменно научно-технические материалы;
  • аннотировать и реферировать тексты научно-технического характера.

Сфера научных интересов: организация и стимулирование самостоятельной работы студентов; формирование метакогниций будущего учителя.
В период с 2003 по 2010 гг. подготовила 1 лауреата и 4 призеров республиканских конкурсов студенческих научных работ.
Награждена орденом Академической пальмовой ветви (Франция).

Участие в научно-исследовательских проектах:
«Лингводидактические основы разработки учебных пособий по иностранным языкам» — работа по составлению учебно-методических разработок и комплексов для студентов, изучающих иностранные языки как основную или дополнительную специальности.
Участник более 30 научных конференций, в т.ч. более 20 международных, из них 5 зарубежных.
Автор более 40 научных и учебно-методических публикаций (из них 2 — в соавторстве).

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

  • Филимонова, И. Ю. Метакогнитивный подход к организации самостоятельной учебной работы будущего учителя в высшей школе Франции, Швейцарии и Республики Беларусь: монография. — Могилев, УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — 180 с.: ил.
  • Филимонова, И. Ю. Организация самостоятельной работы студентов по лексикологии французского языка: пособие / авт.-сост. И. Ю. Филимонова. — Могилев: УО «МГУ им. А. А. Кулешова», 2009. — 44 с.
  • Филимонова, И. Ю. Лексикология французского языка: учебно-методическое пособие / И. Ю. Филимонова. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — 108 с.
  • Filimonova, I. Parallélismes et déviations des locutions phraséologiques françaises, russes et biélorusses / I. Filimonova / XI-e Congrès mondial des professeurs de français, FIPF. — Atlanta, 2005.
  • Филимонова, И. Ю. Развитие метакогнитивных способностей обучаемых / И. Ю. Филимонова // Адукацыя i выхаванне. — 2006. — № 9. — С. 51–53.
  • Филимонова, И. Ю. Схемы построения метакогниций студентов — будущих учителей / И. Ю. Филимонова // Aдукацыя і выхаванне. — 2009. — № 7. — С. 42–47.
  • Филимонова, И. Ю. Метакогнитивный компонент содержания самостоятельной работы студентов — будущих учителей / И. Ю. Филимонова // Весн. Магіл. дзярж. ун-та. — 2009. — № 1. — С. 240–245.
  • Синило, М. Н., Филимонова, И. Ю. Использование метакогнитивных стратегий при сравнительном изучении фразеологии / М. Н. Синило, И. Ю. Филимонова // Зб. навук. арт. / Магіл. дзярж. ун-т. — Магілеў, 2006. — Вып. 1: Даследаванні па германа-раманскай філалогіі = Acta Germano-Slavica: зб. нав. прац / Пад рэд. Я. Я. Iванова. — МГУ им. А. А. Кулешова, 2006. — С. 133–140.
  • Филимонова, И. Ю. Особенности организации самостоятельной работы студентов языковых специальностей / И. Ю. Филимонова // Восточнославянские языки в европейском языковом контексте: сб. науч. стат. Междун. науч. конф., Могилев, 24–25 окт. 2007 г. / Мог. гос. ун-т; редкол.: Е. Е. Иванов [и др.]. — Могилев, 2007. — С. 23–26.
  • Биндасова, О. Ю., Иванова, С. Ф., Филимонова, И. Ю. Лексико-грамматическая организация французских и белорусских пословиц (сравнительный анализ) / О. Ю. Биндасова, С. Ф. Иванова, И. Ю. Филимонова // Зб. навук. арт. / Магіл. дзярж. ун-т. — Магілеў, 2008. — Вып. 1: Даследаваннi па германскай i славянскай фiлалогii = Acta Germano-Slavica: зб. нав. прац / Пад рэд. Я. Я. Iванова. — МГУ им. А. А. Кулешова, 2008. — С. 144–159.
  • Роль педагогического общения и медиации в развитии метакогнитивных способностей / И. Ю. Филимонова // Диалог культур — 2008: новый имидж России: сб. науч. труд. / Социолог. инст-т Российской акад. наук; под ред. И. В. Радикова. — Санкт-Петербург, 2008. — С. 303–306.
  • Филимонова, И. Ю. Модификация роли преподавателя при организации самостоятельной работы метакогнитивного типа в высшей школе Франции и Швейцарии / И. Ю. Филимонова // сб. науч. тр. / Междун. науч. конф. II Батаевские чтения, Рос. ун-т дружбы народов, Москва, 25 апреля 2009 г. — М.: РУДН, 2009. — С. 327–337.
  • Filimonova, I. Impact des stratégies métacognitives sur l’étude des locutions françaises / Зб. навук. арт. / Магіл. дзярж. ун-т. — Магілеў, 2011. — Вып. 4: Даследаваннi па германскай i славянскай фiлалогii = Acta Germano-Slavica: зб. нав. прац / Пад рэд. Я. Я. Iванова. — МГУ им. А. А. Кулешова, 2011. — С. 243–248.
  • Филимонова, И. Ю. Использование метакогнитивного подхода при организации самостоятельной работы студентов по лексикологии французского языка / И. Ю. Филимонова // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в высшей школе Республики Беларусь: сборник научных статей по материалам Республиканской научной конфереции, г. Могилев, 2–3 ноября 2010 г. / под ред. Е. Е. Иванова. — Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2011. — С. 78–81.
  • Filimonova, I. Y. Concept de laïcité dans l`éducation française / I. Y. Filimonova // Религия и общество – 9 : сборник статей / под общ. ред. В. В. Старостенко, О. В. Дьяченко. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — С. 201–202.
  • Филимонова, И. Ю. Значение метакогниций для активизации профессионально-личностного саморазвития педагога / И. Ю. Филимонова // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 15–16 дек. 2005 г. / Белорус. гос. пед. ун-т; редкол.: И. И. Цыркун [и др.]. — Минск, 2005. — С. 116–117.
  • Филимонова, И. Ю. Значение концепции метакогниций для преодоления монодисциплинарного характера подготовки специалистов / И. Ю. Филимонова // Проблемы интеграции дисциплин в процессе иноязычной подготовки в вузе: опыт и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, апр. 2006 г. / Баранов. гос. ун-т. — Барановичи, 2006. — С. 48–51.
  • Филимонова, И. Ю. Значение портфолио ученика в развитии метакогнитивных регуляций и в повышении самооценки учащихся / И. Ю. Филимонова // Организация и технологии осуществления предпрофильного и профильного обучения: материалы обл. науч.-метод. конф., Могилев, 27–28 апр. 2006 г. / УО «МГПОИПК и ПРР и СО»; редкол.: Ясень А. И. [и др.]. — Могилев, 2006. — С. 80–81.
  • Филимонова, И. Ю. Использование концепта метакогниций при изучении курса «Практика письменной и устной речи французского языка» / И. Ю. Филимонова // Материалы науч.-практ. конф. преп. и сотруд. по итогам науч.-исслед. раб. в 2005 г., Могилев, 7–8 февр. 2006 г. / Мог. гос. ун-т; редколл. М. И. Вишневский [и др.]. — Могилев, 2006. — С. 52–54.
  • Филимонова, И. Ю. Роль концепта метакогниций в становлении самоактуализирующейся личности / И. Ю. Филимонова // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «Школа – вуз»: материалы III Междунар. науч.-методич. конф., Гомель, 20 окт. 2006 г. / Гомел. гос. ун-т; редкол.: … [и др.]. — Гомель, 2006. — С. 52–54.
  • Филимонова, И. Ю. Возможности использования концепта метакогниций в организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов / И. Ю. Филимонова // Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: методология, теория, практика: материалы III Междун. науч.-практ. конф., Минск, 15–16 дек. 2006 г. / Белорус. гос. пед. ун-т; редкол.: И. И. Цыркун [и др.]. — Минск, 2006. — С. 77–78.
  • Филимонова, И. Ю. Возможности использования концепта метакогниций в организации самостоятельной учебной работы / И. Ю. Филимонова // БГПУ, 2007. — C. 101–104.
  • Филимонова, И. Ю. Формирование метакогниций педагогов в высшей школе Франции как перспективное направление модернизации профессиональной подготовки учителей / И. Ю. Филимонова // сборник научных трудов. — Россия, Краснодар, 2007. — С. 147–150.
  • Филимонова, И. Ю. Технология осуществления метакогнитивных процессов / И. Ю. Филимонова // Акмеологические основы становления педагога-профессионала в образовательных системах на современном этапе: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Гомель, 23–24 нояб. 2007 г.: в 2 ч. / Гомельский ГОИПК и ПРР и СО; редкол.: Н. В. Кухарева [и др.]. — Гомель, 2007. — Вып. IX. — Ч. 2. — С. 123–127.
  • Филимонова, И. Ю. Функции концепта метакогниций в структуре образовательных стратегий / И. Ю. Филимонова // Материалы науч.-практ. конф. преп. и сотруд. по итогам науч.-исслед. раб. в 2006 г., Могилев, 7–8 февр. 2007 г. / Мог. гос. ун-т; редколл. А. В. Иванов [и др.]. — Могилев, 2007. — С. 94–97.
  • Филимонова, И. Ю. Функции метакогнитивных регуляций у студентов в структуре образовательных стратегий / И. Ю. Филимонова, МГУ им. А. А. Кулешова, 2007.
  • Филимонова, И. Ю. Использование метакогнитивного компонента при обучении конспектированию / И. Ю. Филимонова // Иноязычное образование: лингвистический и методический аспекты: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Барановичи, 25–26 апр. 2007 / Баранов. гос. ун-т; редкол.: Ю. В. Маслов [и др.]. — Барановичи, 2007. — С. 297–299.
  • Филимонова, И. Ю. Развитие метакогнитивных регуляций у студентов педагогических специальностей // Региональная научно-практическая конференция «II Машеровские чтения». — Витебск, 24–25 апр. 2007. — С. 134–135.
  • Филимонова, И. Ю. Реализация медиаторской функции педагога как один из факторов метакогнитивного развития субъектов образования / И. Ю. Филимонова // Куляшоўскія чытанні: матэрыялы Міжнар. навук-практ. канф., 26–27 крас. 2007 г. / Магіл. дзярж. ун-т; рэдкал: В. І. Рагаўцоў [і інш.]. — Магілёў, 2007. — С. 342–344.
  • Филимонова, И. Ю. Влияние метакогнитивного компонента на эффективность самостоятельной работы студентов / Филимонова И. Ю. // Управление качеством высшего образования в условиях перехода к двухступенчатой системе подготовки кадров: материалы Межд. науч.-практ. конф. — Минск, 6–7 июня 2007. — С. 294–297.
  • Филимонова, И. Ю. Особенности организации самостоятельной работы студентов языковых специальностей / И. Ю. Филимонова // И. Ю. Филимонова // Куляшоўскія чытанні: матэрыялы Міжнар. навук-практ. канф., 26–27 крас. 2007 г. / Магіл. дзярж. ун-т; рэдкал: В. І. Рагаўцоў [і інш.]. — Магілёў, 2007. — С. 342–344.
  • Филимонова, И. Ю. Генезис практики СУР в высшей школе Франции / И. Ю. Филимонова // Куляшоўскія чытанні: матэрыялы Міжнар. навук-практ. канф., 26–27 крас. 2007 г. / Магіл. дзярж. ун-т; рэдкал: В. І. Рагаўцоў [і інш.]. — Магілёў, 2007. — С. 271–281.
  • Филимонова, И. Ю. Использование зарубежного опыта при организации самостоятельной работы студентов / И. Ю. Филимонова // материалы науч.-практ. конф. преп. и сотруд. по итогам науч.-исслед. раб. в 2007 г., Могилев, 7–8 февр. 2008 г. / Мог. гос. ун-т; редколл. А. В. Иванов [и др.]. — Могилев, 2008. — С. 122–124.
  • Филимонова, И. Ю. Метакогнитивный компонент в самостоятельной работе студентов по лексикологии французского языка / И. Ю. Филимонова // материалы науч.-практ. конф. преп. и сотруд. по итогам науч.-исслед. раб. в 2008 г., Могилев, 3–4 февр. 2009 г. / Мог. гос. ун-т; редколл. А. В. Иванов [и др.]. — Могилев, 2009. — С. 138–140.
  • Филимонова, И. Ю. «Французский? Легко! Russe? Facile!»: французско-русский и русско-французский разговорник / И. Ю. Филимонова, В. В. Бессонова, А. Ю Максимкова // под ред. И. Ю. Филимоновой. — Могогилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2013. — 203 с.
  • Filimonova, I. Y. Mener à bien la conception des ensembles d’activités pour la classe de FLE / I. Y. Filimonova // Материалы науч.-практ. конф. преп. и сотруд. по итогам науч.-исслед. раб. в 2014 г., Могилев, 7–8 февр. 2015 г. / Мог. гос. ун-т; редколл. А. В. Иванов [и др.]. — Могилев, 2015. — С. 141–143.
  • Филимонова, И. Ю. La circulation interculturelle des valeurs dams un projet étudiant / И. Ю. Филимонова // Восточнославянские языки и литературы в европейском контексте – 2015: сборник научных статей / под ред. Е. Е. Иванова. — Могилев: МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. — С. 212–215.
  • Филимонова, И. Ю. Défis essentiels de l`organisation du travail autonome des apprenants visant la passation des examens DELF/DALF / И. Ю. Филимонова // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова 2015 г. : материалы научно-методической конференции (25 января – 4 февраля 2016 г.) / под ред. Е. К. Сычовой. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2016. — С. 119–120.
  • Filimonova, I. Les défis de la préparation des étudiants du cycle supérieur aux examens DELF (niveau A2) / I. Filimonova // Итоги научных исследований ученых МГУ имени А. А. Кулешова 2016 г. : материалы научно-методической конференции, 25 января – 1 февраля 2017 г. / под ред. Е. К. Сычовой. — Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова. — С. 127–129.